Просматривая новости ночью, обратил внимание на выводы Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по декабрьской (29 декабря 2012 года) катастрофе Ту-204 RA-64047 авиакомпании Red Wings во Внуково.
Из-за отказа системы торможения он выкатился за пределы полосы (через 32 секунды после приземления — см.: http://www.mak.ru), въехал в склон оврага на скорости 190 км/ч и, как очень хорошо показано на ролике (вы его, наверное, видели — http://www.newsmsk.com/article/24Jan201
Итак, меньше полуминуты — самолет на три части, пожар, пятеро погибших, три члена экипажа ранены и еще один человек пострадал (кстати, с сотрясением мозга, закрытой черепно-мозговой травмой и с переломом двух шейных позвонков он бросился на место катастрофы. Тем безобразней отношение к нему Red Wings. Не то что компенсации выплатить — состоянием здоровья никто не поинтересовался).
Выкатывание самолета этого же типа случилось в аэропорту Толмачево (Новосибирск) незадолго до Внуковсого — 21 декабря: тогда после посадки также не включился реверс обоих двигателей и не сработали элементы системы торможения.
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) сообщило, что направляло письмо руководству ОАО "Туполев", указав на возможные проблемы с системой торможения на самолетах Ту-204 . Устранить такую проблему за это время (неделя) невозможно объективно.
Теперь, похоже, действие сертификата эксплуатанта приостановят, пока Туполевская "фирма" разберется с несрабатывающими датчиками автоматики. Владелец Red Wings Александр Лебедев убежден в политической подоплеке готовящегося решения.
"Перестаховочный" запрет на использование однотипных самолетов после летных происшествий вводился в Советском Союзе и действовал до заключения комиссии по расследованию; в таком контексте он не кажется чрезмерной мерой — люди во Внуково остались бы живы. Однако интенсивность воздушного сообщения с тех пор возросла неоднократно, российский парк состоит из машин иностранного производства (только 8% отечественные), и каждое такое расследование, проводящаяся группой специалистов — серьезная, кропотливая и ответственная работа, выявляющая многофакторные вещи — от ошибок пилотирования до конструктивных особенностей воздушного судна. Убытки, которые понесут компании, приостановив рейсы, поставят их на грань банкротства. Так что именно этот опыт СССР здесь не помощник.
О проблемах с Ту-204 судить, разумеется, специалистам, знающим эту машину. Они точно ответят, мог ли экипаж тормозить стояночным тормозом или вручную выпускать интерцепторы (элементы механизации крыла; на верхней поверхности поднимается щиток, расположенный под углом к набегающему потоку), и если да, то включился бы реверс после уменьшения посадочной скорости, достаточна ли квалификация экипажа у "Красных крыльев", хотя дело не только в них. Малоизвестный факт: за год произошло 20 выкатываний, иногда незначительных и неопасных, а иногда — значительных и опасных. И не только в несовершенстве "Тушки" , как видите, дело.
МАК исследовал предварительные причины декабрьской катастрофы. Их следствия — тоже понятны. Ясно, что реконструкция взлетно—посадочной полосы во Внуково (полосу удлиняют на 500 метров) уменьшит риски, но не отменит их. Международный аэропорт зажат соседством с президентско—правительственным спецтерминалом Внуково-2 и VIP-терминалом Внуково-3. Протесты жителей Одинцова, Переделкина, Заречья, Немчинова, поселка Мещерского, деревни Крекшино, Акинтшино, которые весь минувший год жаловались, что от аэропорта с его шумом житья нет, ни к чему не привели. Но, если судить по тому, как случается садиться нашим самолетам, выехать самолет может не только на шоссе, но и на огород. Или в новостройку, там их теперь много.
Раз концевая полоса безопасности (гравийный участок) не сработала, так хотя бы изменить форму обвалки периметра.
У военных на случай выкатывания другая идеология разработана — например, применяют тормозной или аварийный парашюты, для палубной авиации используют также стальные тросы-аэрофинишеры, крюк — тормозной гак (зацепился и остановился) и нейлоновую сетку — как барьер. На земле аэродромное тормозное устройство вообще может выстреливать сетку вверх.
На Западе для гражданской авиации нашли остроумный способ — для коммерческих судов сейчас используют укладку полосы безопасности из пеноблоков разной толщины и плотности, на которые наезжает шасси и под весом самолета, "вязнет", кроша пеноблоки и замедляя движение. Она может быть короче гравийной. Читал, что в Чикаго Airbas 320 со 145 пассажирами остановился таким образом; всего на конец 2010 года систему вынуждено использовали шесть раз, и всегда с требуемым результатом.
Можно сколько угодно тыкать пальцем в реферативные журналы, в обзорные статьи, кочующие по разным форумам, и в источники на языке оригинала, ничего не меняется: кому-то все одно придется сидеть в самолете, который, потеряв шасси, лбом пробивает бетон и ползет на брюхе дальше. А кому-то придется исполнять "лосиный тест", спасаясь от летящих кусков обшивки, колес и пассажирских кресел. И всем хотелось бы оказаться в каком-то другом, более привлекательном месте.
Тема использования хоть каких-то нововведений в контексте катастрофы во Внуково официально даже не рассматривается.
! Орфография и стилистика автора сохранены
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция






