В последнее время Россия переживает возрождение практикм признания сделок недействительными в соответствии со статьей 169 Гражданского кодекса, согласно которой сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, является ничтожной. Юристы указывают, что это происходит, несмотря на изменения в законах и разъяснения Верховного суда о порядке применения статьи 169, написал 10 сентября Forbes.Ru со ссылкой на представителей крупных юридических и консалтинговых компаний.
Получили распространение прокурорские иски, основанные на статье 169, средства по ним конфискуют в доход государства. "Сложилась негласная иерархия: Генпрокуратура требует изъятия активов на сотни миллиардов рублей, региональные прокуратуры — на десятки миллиардов, местные — на миллиарды", – отметили юристы.
Своеобразным прецедентом подобным спорам стало дело компании "Трио плюс" в Чувашии. На него и начали ссылаться все суды, признавая сделки безнравственными. Сначала налоговая инспекция и суды установили, что действия компании и ее контрагентов были направлены исключительно на получение необоснованной выгоды по НДС и по налогу на прибыль. Арбитражный суд республики удовлетворил иск в апреле 2024 года.
В мае 2024 года арбитражный суд Московской области вынес решение по иску ФНС, признав недействительность сделки бывшей российской "дочки" IKEA. Подобная практика вызывает серьезные опасения у юридического и делового сообщества сразу по нескольким причинам.