Антиизраильская пропаганда современных западных СМИ, как и любая другая пропаганда, везде и всегда имеет односторонний уклон в сторону политического заказа заинтересованных политиков, чиновников, бюрократов и разномастных правителей.

Ни одна пропаганда не может считаться новостным или аналитическим освещением событий. По сути, пропаганда – это полная противоположность объективным новостям: она подменяет собой факты и уничтожает само понятие объективности.

Пропаганда действует примитивно – через "уши" людей, опираясь на их инертность и предрассудки. Воспринимать реальность можно глазами, наблюдая события лично, и тогда человек обязан делать собственные выводы из того, что он видит, и быть ответственным за свои оценки и решения. Но это трудно, рискованно и требует умственного напряжения. Поэтому многим проще "воспринимать ушами" – слушать готовые выводы, поданные в нужном ракурсе бесконечным потоком пропагандистских вещательных рупоров.

Пропаганда освобождает от необходимости думать, анализировать, делать самостоятельные выводы и брать на себя ответственность. Всё уже подготовлено другими, остаётся только слушать. Даже если человек не хочет этого, он всё равно оказывается под непрерывным давлением пропагандистских излияний.

Пропаганда не апеллирует к разуму – напротив, она атрофирует способность к самостоятельным оценкам. Воздействие пропаганды усиливается, когда она опирается на человеческие инстинкты: фобии, страхи, ненависть, зависть, лень. Это известно как из прошлого, так и из настоящего. Достаточно вспомнить, что антисемитская пропаганда в Европе 1930-х годов создала почву для Холокоста: миллионы людей на том же Западе – оплоте демократии, равенства и справедливости – были убеждены в "виновности" евреев ещё до того, как начался сам геноцид. Современные механизмы работают по той же схеме, только теперь для этого используются телевидение, социальные сети и миллиарды долларов вложений в "информационные войны".

Режиссёры и сценаристы антиизраильской пропагандистской войны эксплуатируют привычные антисемитские рефлексы, разжигают страхи и предубеждения. Картина, которую показывают пропагандистские проекторы, всегда односторонняя: разрушения и жертвы войны подаются исключительно со стороны террористов ХАМАС и Газы. При этом полностью игнорируются жертвы среди мирного населения Израиля, зверства террористов 7 октября, убийства жителей самой Газы боевиками ХАМАС, обстрелы Израиля тысячами ракет из Газы, Южного Ливана, Йемена, разрушенные города и посёлки на севере и юге страны.

Остаются скрытыми и призывы террористов к уничтожению Израиля и убийствам евреев. Антиизраильская пропаганда действует грубо и агрессивно, её фундамент – антисемитизм, беспроигрышный, привычный и удобный. На ненависть к евреям и Израилю тратятся колоссальные медийные ресурсы, миллиарды долларов и евро.

Раздуваемая истерия подхватывается многими западными политиками, поскольку позволяет им отвлекать граждан своих стран от собственных проблем. Чем шире антиизраильская кампания, тем больше бездействия могут позволить себе власти на внутреннем фронте. Это удобный способ снимать с себя ответственность: пока люди поглощены "ненавистью к Израилю", они меньше задают вопросы о коррупции, экономических кризисах, провалах в социальной политике.

Ещё один феномен антиизраильской пропаганды: прежде страны Запада, демократические общества, поддерживали Израиль в схватке с силами зла. Страны так называемого третьего мира – одиозные диктаторские режимы, средневековые исламистские монархии – находились на стороне ненавистников Израиля и Запада. Теперь же произошёл обратный сдвиг. Не страны, диктатуры и реакционные режимы приняли точку зрения и позицию развитых демократий, а наоборот – западные демократии стали партнёрами и инвесторами диктаторских режимов. Этот парадокс объясняется жёсткими интересами: нефть, газ, торговые маршруты, миграционные потоки. Но моральная цена такого союза – отказ от прежних демократических принципов, которые когда-то делали Запад привлекательным и уважаемым.

Антиизраильский массовый психоз вывел пропаганду на новый уровень: пропагандистские штампы теперь массированно подкрепляются визуальными образами, усиливающими эмоциональное воздействие. Если раньше это были лозунги и карикатуры, то сегодня это – профессионально снятые видеоролики, искажённые фотографии, вырванные из контекста кадры, распространяемые с огромной скоростью в соцсетях. Эмоциональный удар часто настолько силён, что логические аргументы перестают восприниматься.

У пропаганды есть и уязвимые места.

Пропаганда сильна лишь там, где люди перестают думать сами. Израиль – это государство, которое доказало: выживание возможно даже тогда, когда против тебя стоят империи.

Более того, у Израиля есть современные инструменты противодействия: передовые технологии, дипломатия, мощное еврейское лобби в мире.

Но самое главное – Израиль способен противопоставить пропаганде то же самое, что еврейский народ на протяжении всей своей истории противопоставлял антисемитизму: стремление к выживанию, к успеху и способность побеждать своих врагов.

Гарик Мазор

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter