В речи Дональда Трампа на Генассамблее ООН было сказано много резкого. Но про Китай он говорил осторожно.

Трамп рекламировал результаты своего правления, которое он назвал "золотым веком Америки". Попутно упомянул, что США обладают "самыми прочными союзами среди всех наций Земли". А конкретно НАТО повысил целевой уровень оборонных расходов с 2 до 5% ВВП (разумеется, Трамп добавил, "по моей инициативе"), сделав "наш союз как никогда сильным". В НАТО еще совсем недавно всерьез опасались расторжения Вашингтоном союза, но сейчас немного успокоились – хотя неясно, какую позицию Трамп займет в обозримом будущем.

Конечно, было сказано о войнах, которым Трамп положил конец за семь месяцев. Среди них "Косово и Сербия" (эксперты по Балканам разводят руками, не понимая, что имелось в виду), "Камбоджа и Таиланд" (замирились до следующей вспышки), "Пакистан и Индия" (аналогично – только проблема более серьезная с учетом ядерного фактора), "Армения и Азербайджан" (фактически подписана декларация о намерениях), "Египет и Эфиопия" (конфликт из-за эфиопской плотины, похоже, только разгорается). Единственный случай, когда было подписано мирное соглашение – это "Конго и Руанда", да и то оно крайне нестабильное, как и многие другие договоренности в Африке. Что же до седьмой остановленной войны – "Израиль и Иран", то США прямо вмешались в конфликт на стороне Израиля, разбомбив иранские ядерные объекты.

Немалое внимание Трамп уделил критике ООН. И здесь руководящие чиновники организации, наверное, пожалели, что ему не был дан подряд на реконструкцию комплекса зданий ООН. В результате они не только не получили трамповских мраморных полов и стен из красного дерева, но еще и безнадежно уронили репутацию ООН в глазах девелопера. Им и в голову не могло прийти, что он станет президентом США.

"Зеленая повестка" и миграция подверглись в речи Трампа сокрушительной критике. Причем американский президент нарушил очередное табу – не ругать на международном форуме своих предшественников. Досталось и Джо Байдену, и Бараку Обаме – для Трампа здесь нет никаких ограничителей.

ХАМАС и Николас Мадуро для Трампа полностью неприемлемы, отсюда и такие эпитеты как "зверства" (в отношении ХАМАС) и "враги для всего человечества" (про венесуэльских наркоторговцев, в поддержке которых Трамп обвиняет Мадуро). Видно, что Трамп сильно разочарован в российско-американском диалоге, но от подобных эпитетов в отношении России он в своей речи воздержался. Вечером того же дня, после встречи с Владимиром Зеленским, Трамп высказался более резко, но не запредельно, оставляя возможность для общения с Москвой. Хотя перспективы такого общения оцениваются все более пессимистично.

Куда больше внимания, чем прямой критике в адрес России, он уделил требованию европейским странам полностью прекратить закупать российские энергоносители. Кстати, министр энергетики страны Крис Райт уже добавил коммерческую составляющую – что США готовы заменить весь российский газ и все российские нефтепродукты, поступающие в Европу.

Показательна крайняя вербальная сдержанность Трампа в отношении Китая. Да, он назвал Китай (и Индию) главными спонсорами продолжающегося украинского конфликта, так как они закупают российскую нефть. Но резких интонаций не было. "Несколько лет назад безрассудные эксперименты за границей привели к разрушительной глобальной пандемии", – заявил Трамп, повторяя версию, популярную в США среди республиканцев. Но где именно проходили эти эксперименты, не уточнил. Еще несколько упоминаний о Китае носили критический, но не оскорбительный характер. Например, о ветряках, которые Китай "с удовольствием" продает по всему миру, но сам предпочитает уголь.

Трамп при всей своей внешней бесшабашности понимает пределы возможного. 19 сентября он разговаривал по телефону с Си Цзиньпином, ожидается их встреча на форуме АТЭС в Республике Корея, который пройдет 31 октября – 1 ноября. Обсуждается судьба социальной сети TikTok – и по другим вопросам Трамп хотел бы договориться. Это не отменяет восприятия Китая как главного конкурента, но сдерживает эмоции.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены