"Оруэлл боялся тех, кто запретит книги. Хаксли же опасался, что не будет причин запрещать книгу, потому что никто не захочет ее читать."
Нил Постман, "Развлекаемся до смерти"
"Волны гасят ветер" братьев Стругацких становятся очень актуальной книгой. Помни меморандум Бромберга? "Человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру, причем меньшая часть форсированно и навсегда обгонит большую"
Только нет никаких Странников, нет "третьей импульсной" и нет "Зубца–Т" в ментаграмме. Люди сами быстро делятся на очень умных и на стремительно тупеющих, которым физически плохо становится без сидения в гаджетах. Пропасть между людьми стремительно увеличивается.
Особенно это заметно на детях. Появляется когнитивная элита. Дети, читающие десятки книг в год, учащиеся программированию, математике и иностранным языкам. Способные концентрироваться и понимающие сложные концепции и абстракции.
И дети, проводящие по 12 часов в день в смартфонах и планшетах. Утрачивающие способность читать и понимать длинные тексты – они видят большой абзац сложного текста и ставят блок на него. Они слишком привыкли потреблять яркие короткие видео. Это превращается в информационный наркотик. Разрыв стал измеряться не процентами, а порядками величин.
После появления смартфонов в середине 2010-х годов мировые результаты PISA – самого известного международного инструмента оценки способностей учащихся, начали быстро снижаться. Эти когнитивные проблемы не ограничиваются школами и университетами. У взрослых наблюдается аналогичная тенденция, причём ухудшение заметно во всех возрастных группах.
В кино на первое место выходят сериалы, в которых есть всего несколько главных героев. Упрощаются сюжетные линии. Сокращается количество главных героев. Просто для сравнения: в классическом китайском романе "Сон в красном тереме" около сорока главных героев и почти 500 второстепенных. Читатели раньше все это держали в голове, а сейчас они путают Саурона с Саруманом. Уже начинаются трудности с пониманием классики. Слишком странными для неподготовленного читателя будут чувства и взаимоотношения героев.
В Америке за последние двадцать лет количество книг, читаемых ради удовольствия, сократилось на сорок процентов. В Великобритании более трети взрослых заявили, что бросили читать. Исследование студентов, изучающих английскую литературу в американских университетах, показало, что они не смогли понять первый абзац романа Чарльза Диккенса "Холодный дом" – книги, которую раньше читали дети
"Лондон. Осенняя судебная сессия – "Сессия Михайлова дня" – недавно началась, и лорд-канцлер восседает в Линкольнс-Инн-Холле. Несносная ноябрьская погода. На улицах такая слякоть, словно воды потопа только что схлынули с лица земли, и, появись на Холборн-Хилле мегалозавр длиной футов в сорок, плетущийся, как слоноподобная ящерица, никто бы не удивился. Дым стелется едва поднявшись из труб, он словно мелкая черная изморось, и чудится, что хлопья сажи – это крупные снежные хлопья, надевшие траур по умершему солнцу. Собаки так вымазались в грязи, что их и не разглядишь. Лошади едва ли лучше – они забрызганы по самые наглазники. Пешеходы, поголовно заразившись раздражительностью, тычут друг в друга зонтами и теряют равновесие на перекрестках, где, с тех пор как рассвело (если только в этот день был рассвет), десятки тысяч других пешеходов успели споткнуться и поскользнуться, добавив новые вклады в ту уже скопившуюся – слой на слое – грязь, которая в этих местах цепко прилипает к мостовой, нарастая, как сложные проценты".
Передача знаний – древнейшая функция университета – разрушается на наших глазах. "Трудные" писатели – такие, как Шекспир, Мильтон и Джейн Остин, чьи произведения передавались из поколения в поколение на протяжении веков, больше не могут дойти до следующего поколения читателей. Студенты теряют способность их понимать. Поймите, что некоторые виды сложного и логического мышления просто невозможны без серьезных навыков чтения и письма.
Вы очень сильно ошибаетесь, если думаете, что носитель информации неважен. Еще как важен. Если вы хотите доказать свою точку зрения в YouTube или в TikTok, у вас есть бесчисленное множество способов обойти логические аргументы. Вы можете кричать, плакать и очаровывать аудиторию. Вы можете включить эмоциональную музыку или показать душераздирающие изображения – и люди, существа гораздо более эмоциональные, чем логичные, будут на это реагировать. А книга не умеет кричать или жаловаться – в ней важны доводы и аргументы. Без привычки к чтению и навыков критического мышления многие граждане современных демократий оказываются столь же беспомощными и доверчивыми, как средневековые крестьяне, движимые иррациональными призывами и склонные к стадному мышлению.
p.s.
Люди в своем развитии уже догадались, что с некоторыми зависимостями нужно бороться – наркотики, табак, алкоголь. Избыток сладкой пищи ведет к ожирению тела, избыток сладкой информации – к ожирению мозга. Нужны серьезные инвестиции в хорошее образование для всех, а не только для элиты. Необходимо научить детей и взрослых защищать свой разум (если хотите – уроки окклюменции). Нужна развитая технологическая этика – запрет на эксплуатацию когнитивных уязвимостей человека.
Вопрос не в том, произойдет ли раскол. Вопрос только в том, по какую сторону пропасти окажетесь вы и ваши дети.
! Орфография и стилистика автора сохранены