Мысль о том, что вместе с беженцами в страну могут проникнуть и вражеские шпионы, настолько очевидна и примитивна, что на эти грабли во время Второй Мировой наступали и британцы и американцы.
Десяткам тысяч человек удалось вырваться из нацистской Германии и фашистской Италии. Они бросали все, что у них было, продавали за копейки то, что могли продать и окольными путями добирались до Великобритании. После начала войны немцы, австрийцы и итальянцы в Великобритании были классифицированы как "enemy aliens" – "вражеские иностранцы". Поползли слухи о "пятой колонне" – шпионах и диверсантах. Под давлением общественности и прессы правительство начало массовое интернирование.
Уинстон Черчилль выдвинул хлесткий лозунг "Collar the lot!" (Хватайте всех!) К июлю 1940 года было интернировано около 27 000 человек, большинство из которых были еврейские беженцы от нацизма. На острове Мэн был организован основной центр интернирования. Беженцы сидели вместе с нацистами из "Британского союза фашистов" Освальда Мосли. У многих в это время родственники сидели в немецких лагерях, а они сидели в британских. Некоторых высылали в Канаду и Австралию.
В июне 1940 года британское судно "Arandora Star" было отправлено в Канаду, чтобы перевезти туда 1500 "враждебных иностранцев" вместе с немецкими военнопленными. Корабль был потоплен немецкой подводной лодкой U-47 под командованием Гюнтера Прина – одного из самых результативных подводников Кригсмарине. Тогда погибло 805 человек – нацисты вместе с беженцами от нацизма.
Выжившие были снова депортированы – на этот раз в Австралию на корабле Dunera. Беженцев содержали под палубой в течение всего путешествия, за исключением ежедневных 10-минутных прогулок. Удары прикладами и побои были повседневным явлением. Уточню, что на корабле были ученые, философы, математики, композиторы, раввины, музыканты, инженеры, историки, писатели.
В Ирландском море немецкая подлодка выпустила по кораблю две торпеды – из-за сильного волнения на море одна из них прошла под днищем, другая попала в корабль, но каким-то чудом не взорвалась.
К концу 1940 года стало ясно, что массовое интернирование было ошибкой: не было обнаружено практически никаких случаев шпионажа среди беженцев. А Британия теряла ценных специалистов – ученых, врачей, инженеров. Даже Черчилль признался в своей ошибке.
p.s.
Добавлю, что серьезнейшая проблема, вставшая сегодня перед беженцами из России – проблема документов. Россия по примеру Беларуси отменит возможность обменять паспорт в консульствах за рубежом – приезжайте, дескать, на Родину. Мы вас тут ждем, кхе-кхе. И сотни тысяч людей, не захотевших жить при Путине, останутся без документов.
Сто лет назад Европа выдала беженцам из России 450 000 нансеновских паспортов. Многие из людей, получившие эти документы, стали гордостью тех стран, которые их приняли – Иван Бунин, Владимир Набоков, Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Илья Репин, Анна Павлова, Зинаида Серебрякова, Марк Шагал. Нансеновские паспорта получили и 320 000 армян, спасшихся от геноцида 1915 года и рассеявшихся по многим странам. К 1942 году этот паспорт признавали 52 государства.
Мне кажется, что сегодня ФБК мог бы заняться этой проблемой вместо того, чтобы помогать российскому государству ловить жуликов, ворующих на военном производстве. Пусть себе воруют. Я всячески поддерживаю это воровство – воруйте больше, воруйте чаще.
! Орфография и стилистика автора сохранены





