Про когнитивный диссонанс все конечно слышали. Но гораздо интереснее то, как именно ее автор, американский психолог Леон Фестингер пришел к этой концепции.
Теория когнитивного диссонанса родилась не из абстрактных рассуждений, а из конкретной истории – наблюдения за американской апокалиптической сектой "Искатели" или Братство Семи Лучей, ожидавшей конца света, который так и не наступил. Фестингера интересовал важнейший вопрос – почему люди продолжают верить в религиозную чушь, несмотря на то, что реальность убедительно доказывает несостоятельность их постулатов.
В начале 1950-х мир жил в страхе перед атомной войной и в США процветали разнообразные апокалиптические движения. Одно из них возглавляла Дороти Мартин (также известная как Сестра Тедра). Она утверждала, что через автоматическое письмо получает послания от инопланетян с планеты Кларион, которых она называла Хранителями. Дороти получала пророчество лично от Иисуса, который, как она утверждала, в настоящее время живет на планете Кларион под именем Сананда. Сообщения были конкретные: 21 декабря 1954 года США будут уничтожены массивным землетрясением и огромной приливной волной, а истинно верующие будут спасены НЛО, которые доставят их на Кларион.
Секта состояла из нескольких десятков человек – инженеров, домохозяек, служащих, студентов. Многие бросили работу, разорвали связи с семьями и продали все свое имущество, потому что хотели спастись и верили. Фестингер, уже известный как теоретик социального влияния, прочел о секте в газете и понял, что наткнулся на уникальный психологический эксперимент, который сама реальность поставила для него. Он и его коллеги – Генри Рикен и Стэнли Шахтер – внедрились в секту под видом новообращенных. Они наблюдали, записывали разговоры, собирали дневники.
Психолога интересовал главный вопрос: что произойдет, когда пророчество не сбудется?
И вот наступил день Конца Света. 21 декабря 1954 года члены группы собрались в доме лидера, сняли металлические предметы, чтобы те не "повредили излучение корабля". Верующие сняли все свои украшения, вырезали молнии на штанах, женщины вытащили проволоку из бюстгальтеров. Они ждали всю ночь. Никакого потопа. Никто не прилетел за ними. В 4:45 утра Мартин получила новое "послание" от инопланетян: "Вера, продемонстрированная этой группой истинно верующих, распространила так много света на землю, что надвигающееся бедствие было предотвращено.
И тут произошло то, ради чего психологи стали "Искателями" – вместо того чтобы признать ошибку, большинство сектантов усилили свою веру. Ушли только несколько человек, которые пожертвовали меньше (не бросали работу, семью) – люди, которые могли "выйти" без больших потерь. Вера остальных же наоборот усилилась. Они начали активно проповедовать, раздавать листовки, искать новых последователей. До провала пророчества группа была закрытой – спасутся лишь избранные. После провала они начали активно вербовать новых членов – им нужно было социальное подтверждение своей веры.
Фестингер понял, что когда человек сталкивается с информацией, которая противоречит его убеждениям, возникает внутренний конфликт – когнитивный диссонанс. Психика не выносит логического разрыва между "я был прав" и "факты показывают, что я ошибся". Чтобы снять напряжение, человек либо изменяет убеждение (что бывает редко), либо переосмысливает реальность так, чтобы все снова совпало.
В случае с сектой цепочка рассуждений была очевидна: Конец света не наступил – Значит, наша вера спасла человечество – Значит, мы были правы и значит, надо рассказать об этом всем. Рациональность проиграла эмоциям потому, что на кону стояла самоидентичность. Людям важнее, чтобы их внутренняя картина мира была непротиворечива, чем чтобы она была точна. Это объясняет и религиозный фанатизм, и идеологическую преданность, и повседневные самообманы.
p.s.
Теория когнитивного диссонанса действует во множестве областей. Например, в политике. Когда политик, которого вы поддерживаете, оказывается уличен в коррупции или лжи, вы испытываете потрясение: "Я же голосовал за него, я же защищал его, я же из-за него ссорился со своими с друзьями..." А потом наступает рационализация: "Это вранье, его враги подставили..."
Добавлю, что из этих наблюдений выросла целая дисциплина – поведенческая экономика (Даниэль Канеман, Амос Тверски, Ричард Талер). Они перенесли идеи Фестингера из психологии в экономику: человек – не рациональный агент, а существо, постоянно сглаживающее когнитивные противоречия.
! Орфография и стилистика автора сохранены






