Прочитал бегло план действий по Украине, неуловимо напоминающий план по Газе и, видимо, такой же реализуемый: частично – да, в полном объеме – нет.
В целом США – безусловный стратегический бенефициар, Россия выигрывает тактически, но проигрывает стратегически, Европа, в зависимости от обстоятельств, может и выиграть, и проиграть. С Украиной, как пишут в фейсбучных статусах: все сложно.
Этот план мог бы действительно считаться стратегической победой Украины, если его реализация даст толчок к мобилизации и модернизации существующего украинского общества. Но если Украину захлестнет "политический ПТСР" (одним из симптомов которого является "пораженчество", то есть трактовка итогов войны как "безоговорочной капитуляции"), то мирное соглашение станет лишь прологом к длительной и мучительной стагнации украинской государственности с перспективой потери независимости, но уже не вследствие внешней агрессии, а по итогам гражданского противостояния.
Совершенно бессмысленно рассуждать о том, хорош этот план для Украины или нет. Никто добровольно не переедет без веских причин из трехкомнатной квартиры в центре в двухкомнатную на окраине. Никто просто так не выберет Геленджик вместо Биаррица, не захочет обменять лимузин представительского класса на малолитражку. С чего бы Украине хотеть принять план Путина-Трампа, отказавшись от куда более комфортного собственного ("европейского") плана?
Понятно, что по своей воле, тем более с радостью, никто в Украине плана Путина-Трампа не одобрит. Вопрос лишь в том, отвратимы ли те "веские причины", которые могут заставить украинцев пересесть с немецкого Мерседеса на американский Форд русской сборки в добровольно-принудительном порядке?
Главная проблема в том, что эти "веские причины" сегодня находтся вне Украины. В отличие от Юрия Федорова у меня даже не возникает вопроса о том, готово ли украинское общество продолжить сопротивление. Лично я не сомневаюсь в его пассионарности и в готовности значительной его части продолжить войну, демонстрируя высокий уровень жертвенности и патриотизма. Вопрос для меня в том, имеет ли эта готовность сегодня решающее значение?
Все упирается в тот упрямый факт, что Украина самостоятельно вести эту войну не может. Таким образом, "неотвратимые обстоятельства" – это готовность или неготовность внешних партнеров продолжать оказывать военную и финансовую помощь Украине. Чтобы ответить на вопрос, на какой мир может рассчитывать Украина, мы должны сегодня ответить на другой вопрос: какой мир готовы оплатить сегодня европейцы (так как американцы уже сошли с дистанции)?
Величайшим успехом дипломатии Зеленского можно считать то, что сразу после начала агрессии он сумел сформировать коалицию в поддержку Украины, которая готова была оказывать помощь Украине в достижении мира на условиях полной и безусловной деоккупации всех аннексированных территорий, включая Крым. Личное мужество, пассионарность и упертость Зеленского сыграли в этом не последнюю роль. Ее величайшим провалом стала то, что она не смогла удержать эту коалицию от распада.
Уравнение, над которым сегодня бьются лучшие гуманистические умы мира, на самом деле упростилось до примитивной формулы: если Европа берет на себя полную ответственность за продолжение войны при полном неучастии и даже саботаже США, то план Путина-Трампа будет однозначно отвергнут. Но если Европа "сморгнет" (не перед Путиным – перед Трампом), то он – безальтернативен.
Сегодня Зеленский начинает свою последнюю битву за Европу. Многозвездная империя, скорее всего, нанесет ответный удар: мой прогноз – ждем вторую серию "дела Миндича". Сиквел обещает быть еще более захватывающим, чем состоявшаяся премьера...
! Орфография и стилистика автора сохранены






